?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот тут диалог в одном из постов заставил задуматься вот на какую тему: зачем ребенку волшебство? Ну вот все эти Деды Морозы, Зубные, извините, феи и прочие Волчки-кусающие-за бочки, помимо сугубо манипулятивного эффекта ("Будешь хорошо себя вести, Дед мороз подарит калькулятор"). Я думаю, тут вопрос намного шире - зачем вообще человеку волшество, вера в чудесное?

И вот именно с такой постановкой вопросы я напрямую упираюсь в свою тему исследований о религии, потому что религия - это тоже волшебство. Там, разумеется, много чего, в религии - и наделение властью, и та же манипуляция массами, и регулирование социальных отношений, и некие знания об устройстве мира, и многое другое. Но все это определенно мертво без чудесного.

Рискну даже предположить, что как только заканчиваются божественные (духовные) явления у верующих, как только молитва перестает "работать" - заканчивается и религия как таковая. И тут же начинается новая. Даже в сугубо атеистические годы существовала фантастика. И это тоже - область чудесного. Там люди уже покоряли космос и путешествовали во времени.

Ну хорошо, а что было бы без чудесного? Без него, как мне видится, не было бы надежды. А без надежды не было бы смысла вставать и идти дальше в казалось бы безысходные времена. Зачем, если впереди тлен и безысходность? Личный тлен и личная безысходность, даже если ты понимаешь, что приносишь пользу людям, скажем. Роль чудесного очень важна именно тогда, когда на объективные факторы полагаться по какой-то причине не приходится. И тогда в ход идет божественное, для которого нет преград.

Я рассказывала, скорее всего, эту байку рава Меира, но мне кажется уместным повторить ее еще раз, потому что она хорошо иллюстрирует суть чудесного.



Семейная пара приходит к раввину и плачет, что врач после длительного лечения и обследования сказал им, что шансы родить у них - примерно как, извините, у стола. "Э нет, - ответил рав. - Вы не поняли: он имел в виду вот что - если Бог захочет, то и стол родит". Так вот у пары через некоторое время родился ребенок.

И в этом самое зерно чудесного, для него не существует правил, даже для самых непреклонных.
У еврейских праматерей была одна особенность - у некоторых их них отсутствовала матка. И тем не менее, по Божьему желанию, скажем так, они рожали детей. Такая физиологичная подробность дается не случайно, а чтобы еще раз подчеркнуть: возможно все, главное - надеяться и верить.



Другими словами, человеческая вера в волшебное, чудесное, божественное мне видится как один из самых мощных человеческих ресурсов. В определенной степени это одновременно и вера в справедливость, и вера в милость судьбы, и вера в то, что все еще можно изменить. И любые сказочные персонажи, которые формируют волшебный мир, не только рассказывают ребенку о жизни взрослых, для этого необязательно действовать через говорящих зайчиков и лисичек, но и создают в нем некий волшебный мир, к которому он будет обращаться всю оставшуюся жизнь. И именно в этом мне видится большой интерес детей (да и не только) ко всему чудесному и необычному. Они чувствуют огромную силу, заключенную в этом.



На второй конференции, кстати (я сделала еще один доклад, да), когда обсуждалось закрытость педагогов в обсуждении отношения к религии, возникла тема о том, что религия вообще зачастую тесно связана в сознании людей с некими похоронными ритуалами, и это воспринимается как глубоко личное переживание.

И в этом мне видится тоже очень важная тема, ведь передача родного человека тому свету - это очень важный вопрос. Все должно быть сделано правильно. Послушайте, как люди спорят о том, можно ли кремировать или нужно хоронить обязательно в каком-то освященном месте - это же крайне важный вопрос для них, и существуют целые своды правил, как сделать это в соответствии с религией (и традициями). Все это - вера в то, что за смертью жизнь не кончается, а начинается что-то другое. И все это, что помогает нам, в частности, пережить смерть близкого человека, - все та же вера в чудесное.

То, что делает нас живыми друг для друга навсегда.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
goluptious_moka
Apr. 24th, 2015 06:59 pm (UTC)
как ты все прямо в точку, по-моему, сказала!
dvorami
Apr. 24th, 2015 07:39 pm (UTC)
Я думаю написать об этом статью, но для этого надо еще почитать великих :)
А вообще мне было бы интересно послушать, кто что думает по этому поводу.
Я рада, что моя мысль откликается у тебя.
ta
Apr. 24th, 2015 08:19 pm (UTC)
Согласна. Огромный ресурс. Хотя как и всегда, со слабо осознаваемыми процессами, этот ресурс может встать боком. Как в том анекдоте про "ты бы купил лотерейный билет".
dvorami
Apr. 24th, 2015 08:21 pm (UTC)
Конечно. Как любую внутреннюю силу, ее надо направлять на решение проблемной ситуации, а не на ее создание :))))
tiketiger
Apr. 25th, 2015 12:02 pm (UTC)
надежда это прекрасно, но все-таки лучше с ней не перехватывать :)) сложное это дело :)
dvorami
Apr. 25th, 2015 12:05 pm (UTC)
Чрезмерное вообще плохо. Во всем нужен баланс, согласна.
tiketiger
Apr. 25th, 2015 12:06 pm (UTC)
да, доля трезвого реализма все-таки нужна
livejournal
Apr. 27th, 2015 05:07 am (UTC)
Ресурсы и ловушки мифологического мышления
Пользователь ta сослался на вашу запись в своей записи «Ресурсы и ловушки мифологического мышления» в контексте: [...] “Зачем ребенку волшебство [...]
( 8 comments — Leave a comment )